Постановление администрации г. Курчатова Курской области от 10.07.2013 N 1051 "Об утверждении Положения о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны города Курчатова"



АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КУРЧАТОВА
КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июля 2013 г. № 1051

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И
ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ГОРОДА КУРЧАТОВА

В соответствии с Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ "О гражданской обороне", руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", администрация города Курчатова постановляет:
1. Утвердить Положение о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны города Курчатова (приложение).
2. Признать утратившим силу постановление Главы города Курчатова от 12.04.2007 № 355 "Об утверждении Положения о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны города Курчатова".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Главы администрации города Курчатова Кузнецову Р.А.
4. Постановление вступает в силу со дня его подписания.

И.о. Главы города
Р.А.КУЗНЕЦОВА





Приложение

Утверждено
постановлением
администрации города Курчатова
от 10 июля 2013 г. № 1051

ПОЛОЖЕНИЕ
О СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ ГОРОДА КУРЧАТОВА

1. Общие положения, термины и определения

1.1. Настоящее Положение определяет организацию, основные задачи и порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны города Курчатова (далее по тексту - СНЛК).
1.2. СНЛК является составной частью сил и средств наблюдения и контроля городского звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Выполнение стоящих перед ней задач является обязательным для всех предприятий, организаций и учреждений, включенных в структуру СНЛК.
Общее руководство СНЛК возлагается на муниципальное казенное учреждение "Управление по делам ГО и ЧС г. Курчатова", непосредственное руководство подведомственными учреждениями СНЛК осуществляют их вышестоящие органы.
1.3. Наблюдение и лабораторный контроль организуется и проводится в целях:
- своевременного обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) питьевой воды, пищевого сырья, продовольствия, объектов окружающей среды (воздуха, почвы, воды открытых водоемов, растительности и др.) при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
- принятия экстренных мер по защите населения от радиоактивных веществ, активных химически опасных веществ, отравляющих веществ, биологических (бактериологических) средств - возбудителей инфекционных заболеваний.
1.4. Наблюдение - способ разведки, обеспечивающий своевременное обнаружение зараженности (загрязненности) объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого сырья, питьевой воды радиоактивными веществами, активными химически опасными веществами, отравляющими веществами, биологическими (бактериологическими) средствами с помощью технических средств.
1.5. Лабораторный контроль - обнаружение в пробах объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого сырья, питьевой воды, в клиническом материале искомого объекта (для бактериологических средств - после проведения специфической индикации).
1.6. Индикация - комплекс мероприятий, позволяющий подтвердить факт заражения (загрязнения) радиоактивными веществами, активными химически опасными веществами, отравляющими веществами, биологическими (бактериологическими) средствами и определить их вид.

2. Функционирование и порядок передачи информации
учреждениями сети наблюдений и лабораторного контроля
гражданской обороны города Курчатова

Функционирование СНЛК осуществляется в трех режимах:
- в режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная радиационная, химическая, микробиологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотий, эпифитотий) наблюдение и лабораторный контроль проводится в объеме задач, установленных для данного учреждения вышестоящим органом. Информация о результатах наблюдения и лабораторного контроля представляется по установленному регламенту в вышестоящую организацию по подчиненности;
- в режиме повышенной готовности (ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, микробиологической, гидрометеорологической обстановки, прогноз о возможном возникновении чрезвычайной ситуации и угрозе начала войны) наблюдение и лабораторный контроль проводится в объеме задач, предусмотренных настоящим Положением. Информация об ухудшении обстановки, обнаружении в почве, воде, растительности, продовольствии, пищевом сырье радиоактивных веществ, активных химически опасных веществ в концентрациях (уровнях радиации), превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации (предельно допустимые уровни), а также отравляющих веществ и биологических (бактериологических) средств, о случаях, опасных для жизни и здоровья людей, животных и растений, о случаях высокого загрязнения природной среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в муниципальное казенное учреждение "Управление по делам ГО и ЧС г. Курчатова". Передача информации осуществляется в сроки, не превышающие 2 часов с момента обнаружения признаков угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, и далее с периодичностью не более 4 часов в формализованном и неформализованном виде по существующим каналам связи. Состав и конкретные формы представления информации по подчиненности устанавливаются для каждого учреждения СНЛК вышестоящей организацией - Муниципальным казенным учреждением "Управление по делам ГО и ЧС г. Курчатова" и закрепляются соответствующей инструкцией;
- в режиме чрезвычайной ситуации (возникновение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в мирное время, применение противником современных средств поражения в военное время) наблюдение и лабораторный контроль проводится в объеме задач, предусмотренных настоящим Положением.
Экстренная информация об обнаружении в объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом сырье радиоактивных веществ, активных химически опасных веществ в количествах, значительно превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации (предельно допустимые уровни), а также отравляющих веществ и биологических (бактериологических) средств, о массовых вспышках инфекционных заболеваний (поражений) людей, животных, растений, о случаях высокого загрязнения окружающей среды передается учреждениями СНЛК в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в муниципальное казенное учреждение "Управление по делам ГО и ЧС г. Курчатова". Передача экстренной информации (уведомления) осуществляется в формализованном и неформализованном виде по существующим каналам связи немедленно и с последующим письменным подтверждением (донесением) не позднее 2 часов с момента уведомления о возникновении чрезвычайных ситуаций. Последующая информация о развитии обстановки передается с периодичностью не более 4 часов (если сроки подобных сообщений не оговорены особо).

3. Организация наблюдения и лабораторного контроля

СНЛК гражданской обороны города Курчатова включает в себя:
- консультанта по экологической безопасности отдела жилищно-коммунального хозяйства комитета городского хозяйства города Курчатова;
- химико-бактериологическую лабораторию водозаборных сооружений МУП "Водоканал";
- Центр гигиены и эпидемиологии № 125 ФМБА России;
- пост М-II "Курчатов" государственного учреждения "Курский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями";
- областное бюджетное учреждение "Станция по борьбе с болезнями животных Курчатовского района и Курчатова";
- лабораторию внешнего радиационного контроля филиала ОАО "Концерн "Росэнергоатом" "Курская атомная станция";
- отдел охраны окружающей среды филиала ОАО "Концерн "Росэнергоатом" "Курская атомная станция".

4. Задачи учреждений, входящих в состав СНЛК

4.1. Центр гигиены и эпидемиологии № 125 ФМБА России:
- проводит санитарно-эпидемиологическую разведку в очагах массового поражения силами, создаваемыми на базе Центра;
- устанавливает наличие (на основе косвенных признаков) в объектах окружающей среды возбудителей инфекционных заболеваний людей при чрезвычайных ситуациях;
- исследует пробы, отобранные из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, на зараженность известными возбудителями;
- измеряет мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения и контрольных точках согласно регламента работы;
- устанавливает наличие в объектах окружающей среды активных химически опасных веществ, проведение их предварительной идентификации;
- отбирает пробы из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, зараженных радиоактивными веществами, активными химически опасными веществами, бактериологическими средствами для лабораторных исследований и проведения санитарной экспертизы.
4.2. Консультант по экологической безопасности отдела жилищно-коммунального хозяйства комитета городского хозяйства города Курчатова:
- координирует деятельность организаций, осуществляющих контроль экологической обстановки в городе, обобщает, хранит, обрабатывает и анализирует поступающую информацию;
- организует и осуществляет экологический контроль за выбросами и сбросами вредных веществ в окружающую природную среду, а также за размещением опасных промышленных отходов;
- осуществляет методическое руководство по ликвидации экологических последствий чрезвычайных ситуаций и контроль за ходом работ;
- организует работу по прогнозированию изменения экологической обстановки в районах размещения потенциально опасных объектов города.
4.3. Пост М-II "Курчатов" государственного учреждения "Курский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями":
- измеряет мощность доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения;
- осуществляет отбор проб воздуха, аэрозолей из приземного слоя атмосферы на радиационный контроль и осуществляет их доставку в межрегиональное территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Центрально-Черноземной области;
- проводит комплекс метеорологических наблюдений.
4.4. Областное бюджетное учреждение "Станция по борьбе с болезнями животных Курчатовского района и Курчатова":
- проводит ветеринарную разведку на объектах ветеринарного надзора;
- устанавливает вид возбудителей инфекционных заболеваний животных, птиц, рыб;
- проводит лабораторную диагностику инфекционных заболеваний животных, птиц, рыб;
- осуществляет идентификацию выделенных возбудителей микроорганизмов;
- измеряет мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения;
- проводит ветеринарно-санитарную экспертизу продукции, сырья животного и растительного происхождения с выдачей заключения о возможности их дальнейшего использования по назначению, в сомнительных случаях осуществляет доставку материала в областную ветеринарную лабораторию для дальнейших исследований.
4.5. Лаборатория внешнего радиационного контроля филиала ОАО "Концерн "Росэнергоатом" "Курская атомная станция":
- измеряет мощности доз радиоактивного излучения на местности в 30-километровой зоне Курской атомной станции;
- ведет радиационную разведку в зонах загрязнения в соответствии с Планом защиты персонала при общей радиационной аварии на Курской атомной станции;
- проводит качественное и количественное определение радиоактивных веществ в точках замера 30-километровой зоны Курской атомной станции.
4.6. Отдел охраны окружающей среды филиала ОАО "Концерн "Росэнергоатом" "Курская атомная станция":
- устанавливает наличие в объектах окружающей среды активных химически опасных веществ и проведение их предварительной идентификации;
- устанавливает на контролируемой территории факт загрязнения химическими веществами водоема-охладителя Курской атомной станции, других открытых водоемов, на выпусках сточных вод с территории Курской атомной станции и города Курчатова;
- устанавливает наличие в атмосферном воздухе города Курчатова загрязняющих химических веществ, превышающих предельно допустимые концентрации;
- проводит отбор и доставку проб в соответствующие учреждения, входящие в состав СНЛК, для проведения экспертизы (исследований) по определению их зараженности (загрязненности) радиоактивными веществами, активными химически опасными веществами, бактериологическими средствами.

5. Перечень документов, необходимых для работы учреждений,
входящих в состав СНЛК

Учреждения, входящие в состав СНЛК, должны иметь следующий комплект документации:
- ведомственное положение (инструкцию) о работе учреждения, входящего в состав СНЛК;
- соответствующий штат и табель оснащения;
- план-график перевода учреждения с мирного на военное положение;
- план-график приведения в готовность учреждения при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- план подготовки и развития учреждения на текущий год и на перспективу;
- схема оповещения и сбора личного состава учреждения в рабочее и нерабочее время;
- функциональные обязанности специалистов учреждения;
- перечень особо опасных заболеваний и поражений людей и животных;
- перечень активных химически опасных веществ, хранящихся или используемых на территории объекта и города Курчатова;
- перечень потенциально опасных объектов в радиационном, химическом и микробиологическом отношении, имеющихся на территории города Курчатова;
- инструкция о порядке ведения радиационного, химического и биологического (бактериологического) наблюдения (разведки) и порядок оповещения населения о заражении (загрязнении) объектов окружающей среды;
- методика отбора проб и проведения исследований на зараженность радиоактивными веществами, активными химически опасными веществами, биологическими средствами, определенными перечнем особо опасных заболеваний и поражений людей и животных;
- нормы допустимых уровней радиоактивного заражения (загрязнения), предельно допустимых концентраций активных химически опасных веществ в воздухе и питьевой воде, продовольствии, пищевом сырье на мирное и военное время;
- карта (схема) контролируемого района для отображения радиационной, химической и биологической (бактериологической) обстановки;
- журнал регистрации отобранных (поступивших) проб и учета результатов анализов;
- инструкция по мерам безопасности при работе с пробами, зараженными (загрязненными) радиоактивными веществами, активными химически опасными веществами, биологическими средствами;
- инструкция о порядке передачи информации по подчиненности и в единую дежурно-диспетчерскую службу города Курчатова;
- журнал радиационного, химического и биологического (бактериологического) наблюдения (разведки).

6. Материально-техническое и финансовое обеспечение
учреждений СНЛК и подготовка специалистов

Оснащение учреждений, входящих в состав СНЛК, лабораторным оборудованием, химическими реактивами, посудой и другими техническими средствами для выполнения задач в мирное время производится за счет средств, выделяемых соответствующими федеральными и субъектовыми органами исполнительной власти.
Готовность учреждений, входящих в состав СНЛК, к решению возложенных на них задач обеспечивается вышестоящими органами путем подготовки (обучения) специалистов в мирное время и оснащения необходимым оборудованием, приборами и методиками. За подготовку (переподготовку) специалистов несут ответственность руководители учреждений, входящих в состав СНЛК.
Годовые отчеты о работе и состоянии готовности учреждений, входящих в состав СНЛК, представляются в вышестоящие органы по подчиненности и муниципальное казенное учреждение "Управление по делам ГО и ЧС г. Курчатова" в установленном порядке.


------------------------------------------------------------------