Постановление Курской областной Думы от 22.03.2013 N 472-V ОД "Об обращении Курской областной Думы к Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е. Нарышкину по вопросу предоставления жилого помещения отдельным категориям граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний"



КУРСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 марта 2013 г. № 472-V ОД

ОБ ОБРАЩЕНИИ КУРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ К ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СОВЕТА
ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В.И. МАТВИЕНКО, ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С.Е. НАРЫШКИНУ
ПО ВОПРОСУ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫМ
КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН, СТРАДАЮЩИХ ТЯЖЕЛЫМИ ФОРМАМИ
ХРОНИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Курская областная Дума постановляет:
1. Принять обращение Курской областной Думы к Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е. Нарышкину по вопросу предоставления жилого помещения отдельным категориям граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний (прилагается).
2. Направить настоящее постановление и текст обращения Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко, Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е. Нарышкину.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Курской областной Думы
В.Н.КАРАМЫШЕВ





Приложение
к постановлению
Курской областной Думы
от 22 марта 2013 г. № 472-V ОД

ОБРАЩЕНИЕ
КУРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ К ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В.И. МАТВИЕНКО,
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С.Е. НАРЫШКИНУ ПО ВОПРОСУ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ
ГРАЖДАН, СТРАДАЮЩИХ ТЯЖЕЛЫМИ ФОРМАМИ ХРОНИЧЕСКИХ
ЗАБОЛЕВАНИЙ

В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон № 181-ФЗ) инвалиды (в том числе больные туберкулезом), нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Во исполнение статьи 51 Жилищного кодекса РФ Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 № 378 утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан. К таким формам хронических заболеваний относятся, в том числе, активные формы туберкулеза.
При этом согласно статье 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний (в том числе и туберкулезом), предоставляются во внеочередном порядке.
Однако механизмы реализации указанного права для данной категории различны.
Так, в соответствии со статьей 17 Закона № 181-ФЗ инвалиды, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета.
При этом Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по обеспечению жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с одновременной передачей средств на их реализацию (статья 28.2 Закона № 181-ФЗ), которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, в виде субвенций.
Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем инвалидов определяется исходя из числа лиц, имеющих право на данную меру социальной поддержки, из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Ввиду того, что этой суммы недостаточно для приобретения отдельного жилья, так как предоставленная сумма не соответствует рыночной стоимости 18 кв. м жилья в субъекте РФ (например, в Курской области), данная категория граждан отказывается от получения субсидии. Таким образом, социальная напряженность по обеспечению жильем указанной категории граждан не снимается.
Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (абзац 3 статьи 17 Закона № 181-ФЗ).
Источник финансирования обеспечения жильем граждан, нуждающихся в жилых помещениях и вставших на учет в качестве таковых после 1 января 2005 года, как и источник финансирования данной льготы в целом для граждан, страдающих заразными формами туберкулеза, ни Федеральным законом от 18.06.2001 № 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" (далее - Закон № 77-ФЗ), ни Законом № 181-ФЗ не определен.
Вопросы финансирования расходов по предоставлению жилых помещений лицам, являющимся инвалидами с тяжелыми формами хронических заболеваний и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года являлись предметом рассмотрения Высшего Арбитражного суда Российской Федерации (определение от 06.08.2010 № ВАС-10015/10; от 06.08.2010); федеральных арбитражных судов округов (постановление Федерального Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 02.04.2010 № А 31-4821/2009; постановление Федерального Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.04.2012 № А05-10943/2011), которые отнесли названные расходы к расходным обязательствам Российской Федерации.
Как правильно указывали суды, возложение Российской Федерацией обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, сопровождающийся одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций (статья 85 Бюджетного кодекса РФ).
Следует отметить, что социальное обеспечение как элемент социальной защиты относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72 Конституции РФ).
Статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон № 184-ФЗ) разграничиваются полномочия Российской Федерации и субъектов РФ по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливаются принципы финансового обеспечения данных полномочий. Пунктом 7 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ установлено, что полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, не предусмотренные пунктом 2 данной статьи и установленные иными федеральными законами, осуществляются за счет субвенций из федерального бюджета. Учитывая то, что пунктом 2 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ решение вопросов по предоставлению жилых помещений лицам, находящимся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом и больным туберкулезом, не отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, финансирование данных расходов является бюджетными обязательствами Российской Федерации.
В этой связи, в целях реализации государственной гарантии по обеспечению жильем лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, просим Вас внести соответствующие изменения в федеральное законодательство, регулирующее отношения в сфере обеспечения жильем граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, в части установления порядка по обеспечению жильем вышеуказанной категории граждан с одновременным финансированием данных расходов за счет средств федерального бюджета.


------------------------------------------------------------------